…Такого позорного представления в Ростовском Оперном, доселе так горячо любимом и почитаемом мною театре, — еще не видела.Ждала «Севильского цирюльника» Россини, как праздник, как чудо, так как в памяти — прежняя постановка этого же театра, с прекраснейшими и богатейшими декорациями, красивыми нарядами, Духом Севильи именно — Духом, а не суррогатом режиссерских потуг, которому очень хочется натянуть «сову на глобус», а именно — создать отвратительную химеру : симбиоз Шедевра Россини и постановочных веяний так модного в наши дни испанского кинорежиссера Педро Альмодовара. Видимо, режиссер Г.Исаакян считает нынешнего зрителя настолько тупым и безграмотным, не могУщим понять смысла посыла Джоакино Россини современному слушателю, что «размачивает перчинку сюжета» потугами подражаний испанскому кинорежиссеру современности. Какое счастье, что великий Россини не увидит этого позора по причине того, что уже давно ушел в «мир иной»!!! Хочу сразу оговориться, — слава Богу, — хотя бы не тронули саму музыку!! Восхитительное звучание увертюры, игра оркестра под руководством дирижера А.Иванова — безупречна, как и вся, — кстати, пока что — ( с опаской пищу это) бессмертная Музыка Россини. И это, судя по современным новомодным «прочтениям» бездарных новаторов-режиссеров всех мастей, — хотя бы успокаивает …Остальное — отвратительно уже само по себе, что понимаешь, что тебя — обманули. Вначале в голове возникает вопрос :»куда это я попал?! На ту ли оперу, где — декорации, где — Дух Севильи времен Россини, Бомарше, Паизиелло?!!» Неужели современный зритель, живущий в эпоху постмодернизма, настолько туп, что без этих «бетонных» клетушек на сцене с жалюзи (тут прослеживается желание «быть в альмадоварианском тренде», это же так модно, так современно!!) , — с жалюзи, загаженными тупыми граффити, с помятым зачем-то мусорным баком в центре сцены, без этих тупых пожарников в касках — не поймет того смысла, той идеи, которую когда-то заложил в свою пьесу Бомарше, а в свою музыку — Россини, Паизиелло, Моцарт, наконец?!! Хочется крикнуть :»Господа-новаторы!! А король-то — голый!! Когда, наконец, вы прекратите этот позор?!! Когда отстанете от ВЕЛИКИХ?! Не будете тревожить их Священный Прах, их Гениальные Творения, которые, — на секундочку, — настолько глубоки и прекрасны, что их гениальность — современна ВЕЧНО?!! И нам — НЕ НУЖНЫ ВАШИ ТУПЫЕ И ПОШЛЫЕ УПРОЩЕНИЯ, ИБО — ТВОРЕНИЯ ГЕНИЕВ — ВСЕГДА СОВРЕМЕННЫ, ПОНЯТНЫ и УЗНАВАЕМЫ, а ваши «инсталляции» и «подтягивания смыслов» — отвратительны! Ведь разве не видно ?!! Идет ЗАКАЗНОЕ ОПОШЛИВАНИЕ И ПЕРЕПИСЫВАНИЕ ВЕЧНОЙ И ПРЕКРАСНОЙ В СВОЕМ НЕПОВТОРИМОМ СОВЕРШЕНСТВЕ КЛАССИКИ?!! И ЭТО — УБИВАЕТ ИСКУССТВО И КУЛЬТУРУ?!! Чего стОит Розина во втором акте оперы?!! Перед нами — какая-то наряженная кукла Барби ( вновь неумелое посягательство на киносюжеты Альмадовара, — но, — черт возьми, — как их связать с Россини, с Чистотой Классического облика?!!) Перед нами — площадная девица, в сапогах-ботфортах до оголенных бедер, еле-еле прикрытых ярко-красной мини-юбкой!! Очень «бюджетно», и тратиться на богатые наряды и парики — не нужно!! Легче сослаться на «альмадоварианский» наряд! Но, господа!! «А Король-то — голый!!» Но что самое пошлое, ужасное, и становящееся в наши дни уже «как бы обыденным», так это то, что — постепенно, -как поется в арии Дона Базилио (которая,кстати, совершенно не впечатлила, хотя так хотелось услышать профессиональное ее исполнение), «потихоньку» завладевает сознанием людей — посредственность и серость, замещая Высокое Исполнение и Культуру Познания Настоящего Искусства. Кто слышал про так называемые «Окна Овертона» — тот меня поймет. Кому интересно — пускай прочитает. В своем небольшом эссе я делюсь со зрителем впечатлениями человека, которому в былые, «благословенные Классикой» времена посчастливилось видеть постановку без мусорных баков, облапываний и «облизываний» Розины, которая, на мой взгляд, в этой постановке более походит на представительницу древнейшей профессии больше, чем на скромную молодую аристократичную девушку, которая запечатлена в классическом либретто. Господа -реформаторы!! Ваши старания понятны тем, кто, перед тем, как идти на оперу, что-то потрудился прочитать либо узнать о ней, об истории ее создания. о главном, вечно современном ее посыле зрителю. Не нужно думать, что слушатель двадцать первого века — вашими неусыпными многолетними стараниями превращен в полного идиота, в безграмотного потребителя. Для вас ведь что — «пусть пипл — хавает!»» Ему — чем больше пошлости и грязи, чем больше похотливых и скабрезных сцен, жестов. мимики, чем меньше декораций — (скоро на сцене хватит и двух стульев, — зачем тратиться на прекрасные декорации прошлых десятилетий?!!) — тем лучше! А это ужасное «лоскутное одеяло» из русских реплик , которые неожиданно перемежаются итальянскими ариями?!! Где — Красота Исполнения, где — Дух Севильи?!! Где, наконец, женственные наряды Росины?! Вместо них — наряды порнозвезды и недвусмысленные «облапывания» женского неприкрытого тела. Я — не пуританка. Но и Россини — не «подопытный кролик»!! Хватит издеваться над Великими! И все же я не перестану верить в то, что пройдут годы засилья «посредственных новаторов», которые предали и продали Великое Культурное Наследие — нашу Вечную Классику, — их имена — «канут в лету». Но — СОЛНЦЕ ОПЕРНОЙ КЛАССИКИ — распять невозможно! Надеюсь, что пока я не одна так думаю. Идет экспансия на наши Души , Сердца и Мозги. Я еще надеюсь, что меня смогут воспринять и услышать Ценители Классики. Будьте бдительны, господа. Вашими вкусами стали управлять далекие от Искусства люди. Спросите у своей Души — нравится ли вам эта современная «инсталляция-реконструкция» Классики?! Лично мне — НЕТ.

Н. Сиренко