…Сегодня я хочу поговорить о том, как наши Предки праздновали
окончание Жатвы или Спожинки, т.н. Праздник Снопа. Если окунуться
в умные книги, написанные столетия назад нашими славянскими этнографами, историками, честными писателями ( коих за эту их честность церковники успешно «сживали» со свету, подвергая гонениям, отлучениям от их церкви, налагали на творчество и личность мыслителей «анафему» и т.д.), — то с легкостью можно провести аналогию и со всеми остальными праздниками и обрядами славян, кои в свое время были искусно подменены и при этом — сама живоносная, природная Сила — Жива-Живатма , — уходила в чужой, далекий от славянской обрядности эгрегор…Почему же византийская вера, — как ни старалась, — но долгое время так и не смогла убить в наших генах Древнее Ведическое Семя, которое и до нашей с вами поры, — нет-нет, — да и выплеснется либо в Славянском хороводе, в изразцах русской печи, вышивках, рушниках, песнях и сказках?!! Общеизвестна некая «стратегия и тактика», привнесенная к нам «фарисеями» с востока :»Не можешь искоренить, либо разрушить — тогда внедрись, войди в доверие, обещай и клянись в верности идее, а потом — разложи и разрушь изнутри!» Вот так и получилось со многими, очень многими «устоями» и «обычаями» в нашей жизни, — а посему мы имеем то, что имеем. А наши традиции, наша ПРИРОДНАЯ ВЕРА. наши моральные устои и Культура Познания Мира — размыты до неузнаваемости и опошлены до беспредела. Обидно и жалко смотреть на то, как, — ничтоже сумняшеся, — подменяются чужеземцами наши исконно славянские Традиции, Праздники, имена Древних Родных Богов, наши исконно Природные, чистые и высокоморальные ценности…Почему ни Китай, ни Япония, ни Индия, ни Тайланд, ни Непал и т.д. — не изменили своим Родным Богам, Древней прекрасной Культуре своей?! Почему — «притчей во языцех», — прежде всего именно наша, родная, исконно славянская Культура Познания Мира — от Балкан до Камчатки?! Почему же нас так ненавидят?! Задавшись этими вопросами, я углубилась вновь в книги Костомарова, Проппа, Афанасьева, Зеленина, в этнографические очерки тех лет..И вот что я там нашла..
Я уже писала ранее, что наши Пращуры жили всегда «по Солнцу», следуя его Древним Циклам и ведя свою жизнь сообразно Поконам Вселенной. Не исключением был и Праздник Окончания Жатвы, который в разных местностях Руси называли «Спожинки-Госпожинки»,
«Сноп»(или «Спас», который, понятно, — не спасал, но — способствовал
безбедной жизни общины), а также «Обжинки» или «Талаки». Последнее
название очень распространено было в Белорусии…Еще в эпоху «Двоеверия», в десятом, одиннадцатом веках и — вплоть до двадцатых годов прошлого века время Сбора Урожая почиталось священным. Это самое Священное Время было Временем Спаса, так как именно эти жаркие, страдные дни месяца Серпеня, — так называли Август, — кормили потом весь год. Когда созревали рожь, пшеница и прочие злаки, наши Деды и Бабки с хлебом-солью, с Громничными (Перуновыми) свечами в руках отправлялись «зажинать Ниву»). Об этом в своем третьем томе «Поэтических воззрений славян на Природу» пишет Афанасьев. И первый сжатый с нивы сноп назывался «Именинником». Его украшали рушниками, лентами и цветами и заносили в избу. Ставили в Красный Угол. И этот сноп называли «Спасом». Зерна с него обязательно замешивали в зерно посевное, которое планировали сеять в новом году, а часть зерен оставляли как целебное снадобье, т.к. при хворях его замешивали в целительные отвары. А теперь давайте вспомним, как выглядел наш советский герб, герб наш и 15-ти союзных республик, который просто изобиловал сжатыми и перевитыми красными лентами снопами?!! А в какой совхоз-колхоз ни приедешь, — то везде, в» красных уголках» — увесистые снопы под портретами «красных вождей»?! Есть о чем подумать, какие аналогии с прежними обрядами провести..
По окончании жатвы женщины обходили ниву, срывали колосья, пропущенные жницами, вплетали в них душистые травы, цветы, васильки-ромашки, делали пышный венок. Этот венок носил название «Изобильного» или «Золотого». или «Венца Лады». Из муки первого помола, из свежесобранного зерна — пекли лепешки Ладе-Богородице, обильно смазывая их откачанным на это время медом. И эти лепешки носили название всем нам известных Оладьев!! Ну вот — как ни «изгалялись» в своих стремлениях изжить Славянскую Обрядность ненавидящие наших Древних , наполненных Поэзий Жизни » Богов, церковники, — не все получилось у них до конца.( То, что вошло в наш Язык, — укоренилось в нем прочно и — нет-нет, да и выдает нам, — «откуда уши растут»!!) Кстати, до сих пор эти «изобильные венки Лады» мы с вами используем, — да и не только мы : по всей Европе у народов до прихода византийской религии наблюдались обычаи вешать на двери при входе «Изобильные» или золотые венки», которые носили — и носят пожелание достатка, здоровья и изобилия круглый год. Вот вам древний сакральный смысл тех «рождественских венков», которые вывешивают снаружи дверей до сих пор, — как на Западе, так, — сейчас это многие делают и у нас…. Кстати, у меня до сих пор лежит схема вышивки этого «Изобильного венка» (вот только — где бы выкроить хотя бы немного свободного времени для вышивания?!!
А дальше случалось самое сокровенное действо : этот венок одевали на голову девушке, либо молодой женщине, ежели она вытягивала при жеребьевке свой счастливый жребий. И считалось, что эту Девушку — Талаку (белорус.) выбирала сама Лада-Богородица. И вот уже идет — с песнями и плясками, с цветами и колосьями, праздничная процессия
Праздника Спаса-Снопа : впереди — юноша, символизирующий в ведическое время Ярилу-Весеня, что зародил такой богатый урожай,
за ним — молодая женщина, как прообраз Лады-Богородицы , в Золотом Изобильном Венке, вся украшенная цветами и лентами, а за ними — толпа жниц и жнецов, у которых в руках тоже колосья, полевые цветы и травы! И так они подходят к Старейшинам Рода, к Волхвам, а позднее — к своим «Господам» — помещикам, барину, барыне, хозяевам земельных наделов…И вот что интересно :как когда-то давно, в седые стародавние Времена, на Арконе, когда Жрецу подносили пирог из муки нового урожая, — так еще и в начале двадцатого века, до революции, — слова пожеланий, передаваемые по Традиции из поколения в поколение — остались практически одними и теми же : перед тем, как передать сноп в руки «СтаршОму», юноша должен был сказать слова :» Дайте Боги (Бог), чтобы и на следующий год уродился богатый урожай!!». А молодая женщина передавала при сих словах «Златой Изобильный Венок» принимающей стороне, — как гарантию ее покровительства…
Так было принято — и пришедшая из Византии чужая вера должна была смириться с тем, что Древние обычаи славян, передаваемые уже из поколения в поколение как Память Крови, Память Рода, — искоренить
практически невозможно. И вот уже у Ивана Шмелева, в его романе «Лето господне», — читаем о том, как соединилось, казалось бы, несоединимое : податливости не занимать! А посему — по дворам ходили, и до поры-времени снопы носили. Но — если наши Предки видели в Хлебе, Золотом Колосе — Спаса (не путать с христианскими терминами), т. е — Хлебный Сноп, способствующий выживанию в пору зимних морозов и голодного времени, то позже эти понятия близости к Солнцу и Всеживой Матери-Природе — размываются. И по дворам начинают носить иконы и изображения не ЛАДЫ, но — МАРии, на голове которой уже этот Изобильный Венок!!
Для сравнения :» Дожиночный Сноп,» который носил название «Именинный», наряжали в сарафан и кокошник, а сверху одевали накидку цвета спелого жита и кичку. Как вы думаете, — какой из Богородиц этот наряд был Родным?!!
Я хочу подчеркнуть, что — ничего не придумываю. Я просто внимательно читаю Классические Книги, Академические издания как советского, так и дореволюционного времени, которые имели великое Счастье не быть переработанными втихаря в анналах интернета по заказу тех, кому совершенно невыгодно, чтобы мы, Славяне, узнали Правду о своих Корнях, о Культуре Познания Мира, об Обычаях и Традициях…Кому-то очень нужно , чтобы наша Культура, наши Прекрасные Ценности, наше слияние с Всевеликой Праматерью-Природой — были забыты, изолганы, исковерканы и «перелицованы» на новый, византийский лад..Чтобы наша Лада, имя которой — через слово в нашем» Великом и Могучем» Языке , — была забыта, чтобы слово» Спас», которое когда-то означало «Именинный» и «Зажиточный» Снопы, которые красовались в Красном Углу, — звучало совсем на иной лад.. Я никого не хочу обидеть, либо переубедить в чем-то..Ведающему, тому, кто научился уже «отделять зерна от плевел», — говоря языком церковников, — будет достаточно. И, может быть, эти люди обратятся к своим Великим Учителям : В.И. Далю, Толстому, Пушкину и Лермонтову, Афанасьеву и Проппу, Рыбакову и Велеславу, Богумилу , Жарниковой и Демину, Клесову и многим другим, о которых сейчас предпочитают молчать..Ибо — если так агрессивно и нагло нам врут, то значит, это кому-то очень и очень нужно..Но вот вопрос — НУЖНА ЛИ ЭТА ЛОЖЬ НАМ С ВАМИ?! Ведающему — достаточно.
Н.Сиренко.