Иногда в жизни случается так, что неожиданно приходится делать резкие повороты, — иначе — Судьба может дать жесткую пощечину, — если не успеешь «запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда»..И тут нужно быть и оставаться смелым, сильным и «держать удар» до конца..Мой новый рассказ я бы назвала «ИСПОВЕДЬ ОТ ВТОРОГО ЛИЦА»..или так:
«ДЛЯ ТЕХ, КТО В ТЕМЕ»..А посему — Ведающему — будет Достаточно!

…Ты — раб..Твоих родителей-русичей пригнали в рабство в чужие жаркие земли, когда ты был совсем малым несмышленым мальчиком..Но из русичей — плохие рабы: твоего отца вскоре забили плетьми за частые попытки побегов, мать — тоже немногим пережила твоего отца..Ты — рос и воспитывался среди рабов и со временем хорошо усвоил их раболепные позы и движения, научился с первого взгляда распознавать настроение своего господина, ловко прислуживать и избегать плети надсмотрщика…
Ты так искусно обучился своей роли раба, что полностью сжился с нею…Днем ты прислуживал своему Господину, а ночью тебя приковывали цепью за щиколотку правой ноги…Под щиколоткой даже образовалась удобная ложбинка, которая за годы рабства загрубела, покрылась коростой и больше не кровоточила…
Тебя можно было бы не привязывать ночью на цепь — ты был доволен своим положением: с некоторых пор тебя даже облагодетельствовали:
по распоряжению управителя поместья, — толстого хромого Мефодия, —
ты был переведен прислуживать на господской кухне: резать овощи и
разливать вино в высокие хозяйские кувшины: иногда тебе перепадали сладкие куски, и ты был абсолютно доволен своею судьбою..Недавно —
произошло одно важное событие: тебя вместе с такими же «благонадежными» рабами как ты, — окрестили…Став христианином, ты ощутил возможность получения новых привилегий и милостей от своего великодушного Господина..И тебе было безопасно и привычно среди многочисленных котлов, сковородок, черпаков и глиняных мисок..Но однажды случилось то, что вдребезги разбило твой — такой устоявшийся и плывущий по течению мир..
…»Тебя уже можно не привязывать на цепь на ночь, — как-то вечером сказал хромой Мефодий, почесывая пятернею свой толстый живот..
«Лишь безумец может променять такое теплое и хлебное место, как у тебя, — на побег в неизвестность..Это все равно, что пойти на прямую
погибель..» Ты, низко поклонившись, начинаешь благодарить управляющего поместьем и заискивающе улыбаться в ответ..В душе ты люто ненавидишь его: всем известно, как он беззастенчиво обкрадывает своего господина и как жесток с теми, кто впал в немилость у Хозяина..
Мефодий — первый доносчик и лгун,но его слушает господин..Когда-то хромой управитель подставил и его под хозяйские плети, но — за давностью лет это воспоминание переросло в тщательно скрываемую неприязнь..
…»Спасибо за великую милость!!» — ты сгибаешься в низком подобострастном поклоне..
..»Да пребудет милость господня с нашим Хозяином!! Усердно молись за его здоровье!!»…Когда Мефодий удаляется, впервые не привязав тебя на цепь, ты с удивлением обнаруживаешь, что тебе чего-то не хватает..Твоя
щиколотка — протестует, а нога сама стремится принять то положение,
которое принимала многие годы, приноравливаясь к цепи..Ты долго ворочаешься и не можешь заснуть..Новые позы тебя пугают, тебе — непривычно и неудобно…
…»Ну что, ты, как вижу, — несказанно рад воле своей?! Ведь ты еще недавно мечтал — как же это будет удобно — спать без цепей на ноге?!!
Так почему ж ты не спишь, ведь с тебя — сняли кандалы..А ты — и не рад, как я погляжу?!!»
…»Кто ты?!! Почему раньше я — не встречал тебя?!! О. у тебя — смеющееся лицо..Или то — Маска?!» — ты подскакиваешь на месте от неожиданного
визита незнакомца..Перед тобою, — опираясь на железное кольцо, — крепление для цепей, — стоит, заложив нога за ногу,с насмешливою гримасой — невысокий человек неопределенного возраста: улыбающееся умное лицо-маска, тонкие черты лица, пронзительные колючие глаза..
На голове — рогатая шапка с бубенцами, в руках — дудочка, смахивающая на коровий изогнутый рог..таких инструментов здесь нет и в помине…
«Я — Мист..В тех краях, откуда ты родом, — меня называют «шутейным человеком»..Я тот, кто говорит Правду и дарует Сакральные Знания, облекая их в одежды зубоскальства..Я — Древний Бог-Трикстер, но этого тебе пока — не понять»..
..»Зачем ты здесь?!! И что тебе нужно?!!»
…»Я хочу, чтобы ты начал искать Истину, чтобы тебе, наконец, — захотелось встретиться с самим собой, чтобы ты, — как Я, — научился ходить «Во Ино» и — обратно..Чтобы ты — вспомнил свои Корни, наконец..
Смотри: можно всю жизнь идти дорогой, протоптанной чужими ногами,
это так легко и просто..И это — путь многих и многих из вас..Это — путь рабов..На нем — нет ни ям, ни колдобин, они уже давным-давно забиты костями тех, кто шел этим путем до тебя..Но — сколько бы ты ни шел по нему, — в конце ты не увидишь цели..А иногда, — как правило, это бывает в конце жизни, — ты поймешь, что жизнь твоя была пустой и бесцельной..»
…»Ты — говоришь слишком мудрено и загадочно..Я — не понимаю тебя..
Ты меня смущаешь..»
…»Это — ничего..Меня — не понимают многие…Мои зубоскальства многие воспринимают за дурацкие кривлянья..Поэтому я могу говорить о сакральных Истинах на базарных площадях — громко и открыто..Профаны — все равно не поймут меня: ведающим же людям — будет достаточно..
Блаженный дурак — это тот, через кого Глаголят Боги..Ты — спи. Завтра — рано вставать: твой господин — не потерпит опозданья..А я пока сыграю тебе на рожке — древнем инструменте твоих северных Предков..Спи, верный раб своего господина»…Вот он прикладывает рожок к своим губам, и на тебя вдруг нападает Щемящая Грусть — ты знаешь, что спишь, но — почему-то перед глазами встают дремучие леса, где растут деревья, которых ты здесь не видел, синеют глубокие чистые озера и текут полноводные реки, над которыми — разноцветная Радуга перекинулась яркими мостами; незнакомые тебе люди в светлых одеждах — водят хороводы вокруг костров и где-то в лесной чаще громко и монотонно поет неизвестная птица, да так чудно:»Ку-КУ, «КУ-КУ»!!»..
Ты проснулся, как всегда, рано, сел на лежанке, ожидая, когда придут отмыкать твои цепи..Но когда ты понял, что цепей на тебе нет, то вдруг, — отчетливо, до мелочей, — вспомнил и незваного гостя, и странную, будоражащую сердце музыку и пугающие тебя и одновременно манящие картины незнакомой доселе Природы..И впервые внутренний голос твой
произнес странное слово:»ЧУЖБИНА»..Ты только не мог понять, — как ни старался, — К ЧЕМУ ОНО?!!
Весь день прошел в каком-то непонятном, тревожном смятении..Впервые ты — пролил хозяйское вино мимо высокого горлышка кувшина, ты — часто задумывался, за что получил грозный окрик вездесущего Мефодия..Его голос — тотчас отрезвил тебя, и остаток дня ты провел как и прежде — прислуживая и низко кланяясь своему могущественному Господину…
Настал вечер..Уставший, но успокоенный привычною обстановкой, ты вновь — в своей каморке..»Вот ведь как получается — цепь — не одевают уже,
а все равно — радости как ни бывало..Я — так мечтал, так старался завоевать доверие моего господина..И вот — это случилось..Но — почему тревога на сердце моем?!!» Ты — оглядываешься по сторонам: южные сумерки сгустились, громко запели цикады и высоко в небе заухмылялась полная луна..Ты сегодня молишься особенно неистово, стоя на коленях..Ты ведь сегодня разговаривал со «знающим» человеком,
и он — сказал тебе, что сон твой — это происки нечистой дьявольской силы, и что ты должен пасть на колени пред образами, и — каяться и молиться всю ночь напролет..И вот, когда на небе появилась первая розовая полоска зари, — душная липкая южная ночь вдруг как бы отошла на «второй план»..Неожиданно повеяло свежим северным Ветром, и капли горячего пота сами по себе стали исчезать на твоем грешном челе..
«Ох, как хорошо, когда дует такой свежий Ветер, — подумалось тебе..
«И как жаль, что такой Ветер так редко бывает в этих краях»..
…»Зато в твоих, — вольных Северных Землях этот Ветер — нередкий гость.
Твой народ называет его «Ветро-Стрибожичем»..
…»Кто ты?!!!! Сгинь, пропади, нечистая сила!!!Что тебе нужно от меня — пошто искушаешь?!! — ты в ужасе зажимаешься в угол..Перед тобою — в вихре свитней-ветров, — гигантская фигура Древнего седовласого Бога с громадной, развевающейся по всему Небосклону седою бородой и длинными белыми волосами..
…»А ты — действительно испугался, — с усмешкою прогремел голос Его..
Я существу. от начала веков и обуздать меня — не дано богам, придуманным людьми..Усмирить меня — равносильно тому, как если бы вы хотели распять само Солнце..»
Твой голос — дрожит от страха:»Зачем ты пришел ко мне, Сатана?!»
Древний Бог — засмеялся:»Сатану придумали вы, люди, — для того, чтобы держать своих рабов в страхе..Вы — нуждаетесь в своем сатане ..равно как и в Боге.. На самом же деле — ваши Боги — никогда не уходили от вас.
Они — каждый день рядом с вами..Они приходят к вам — Солнцем, Реками-Морями,,Матерью-Сырою Землей..Я — Бог Вольных Ветров, Бог Свободных и Радостных Людей, любящих Жизнь и умеющих дышать легко и свободно..Я — СТРЫЙ, — СТАРЫЙ, ДРЕВНИЙ И МОГУЧИЙ БОГ, и — нету той силы, что пересилит меня..Вот почему твои отец и мать не смогли жить в рабстве — просто они не могли забыть тот Вольный Ветер, что вдохнул в них жизнь при рождении и дал ощутить, ЧТО ТАКОЕ — ВОЛЯ..Вот — липкий горячий пот-испарину на лбу твоем уж осушил я..Вдохни же Вольный Ветер родных лесов, степей и равнин, и — помни: ТЫ — НЕ РАБ..ТЫ — ВСЕГДА СВОБОДЕН.СВОБОДА И ВОЛЯ — В КРОВИ ТВОЕЙ,РУСИЧ..ПРОСНИСЬ!!»
…Ты — резко открываешь глаза и подскакиваешь от неожиданности — в твоей руке — трепещет на ветру и переливается пестрою рябью — острое соколиное перо..»СОКОЛ — ВСЕГДА СВОБОДЕН», — почему-то пришла тебе в голову непонятная мысль..
…В этот день ты совершал ошибку за ошибкой и в конце концов «заработал» не только грозный окрик Мефодия, но и удар его сыромятной безжалостной плети..Приближался душный вечер, на небе — ни облачка..
Ты заходишь в свою каморку, постанывая от боли и впервые не зажигаешь лампаду перед ликами..Ноет глубокая рана на плече — били с оттягом..Вдруг взгляд твой падает на соколиное перо, оставленное этим утром у изголовья..Ты подходишь к нему, бережно берешь в руку и вспоминаешь слова, так почему-то волнующие тебя сейчас: «Сокол — всегда Свободен!!» Вдруг — внезапный порыв ветра вырывает перо из твоей руки и оно — взмывает вверх, уходя в небеса по спирали..И тут же — в далекой выси небес раздаются мощные раскаты грома — редкое и пугающее явление в этих местах..Ты подносишь было руку ко лбу, твое плечо дергается от жгучей боли и ты — поспешно опускаешь ее…А раскаты грома, усиленные налетевшим свежим ветром, — все громче и громче: вот уж зигзаги ярких молний расчертили до этого спокойное закатное небо..
И — в треске и громе разверзшихся небес — ты видишь грозный лик доселе неизвестного тебе Бога, — со златыми усами, серебряною бородой, сидящий в огненной колеснице, в которой колеса — о шести сверкающих словно Солнца спицах..Ты — стоишь как вкопанный — не в силах отвести
зачарованный взгляд свой..Вот — глаза ваши встретились и ты, — сам не осознавая откуда, — окрепшим голосом, стараясь перекричать громовые раскаты, — речешь слова, — доселе тебе не знакомые, и в то же время — такие близкие и почему-то вдруг — ставшие родными и понятными;
…» ОТЧЕ ПЕРУНЕ!! ВО ГРОМЕХ ХОДЯЩИЙ!! ПРИИДИ ДО НЫ!!»
Ты стоишь, подняв руки к Небесам и понимаешь, что — впервые в жизни
тебя никто и ничто не привязывает к этому месту, ставшему вдруг — чужим и враждебным..Ты — оглядываешься вокруг и — не веришь очам своим:
как будто серая полусгнившая ветошь спадает со всего, что вокруг:предметы приобретают новые свойства и краски, воздух — сгущается сумерками ночи и становится трудно дышать..
…»ВСПОМНИ И — ВЕДАЙ!!» — раскатом грома проносится окрест — словно вихрь шумит над почерневшими в ночи маслинами..
..»ВСПОМНИЛ, ОТЧЕ ПЕРУНЕ!!» — твой голос, — окрепший, ясный и сильный, эхом отражается от спящих холмов..Ты — вдыхаешь свежий ветер полною грудью, выходишь во двор, смело пересекаешь колючую изгородь..Сторожевые псы, поставленные охранять поместье от побегов рабов, — приветливо виляют навстречу тебе хвостами..Ты — столько лет кормил их костями с хозяйского стола..
…Ты — выходишь на тропу..Туч — как ни бывало..На небе — голубовато-синим светом сияет полная круглая Луна..Ты оглядываешься на город — он словно утонул в прозрачной дымке южной ленивой ночи..Ты — распрямляешь плечи, громко смеешься от собственной бесшабашной смелости и, опираясь на ясеневый сук, выструганный тобою когда-то для хромого Мефодия, — уверенно идешь на Север, все более и более ускоряя шаг.. ВЕДАЮЩЕМУ — ДОСТАТОЧНО..

Н.Арзамасская.